Развитие ребенка по месяцам с рождения до года

Ребенок с рождения до года: развитие по месяцам

За первый год своей жизни крохотный человечек совершает громадный и очень сложный путь, в начале которого он может только лишь поворачивать головой и совершать беспорядочные движения руками и ногами. В течение первого года жизни ребенок активно растет, набирает вес. У него формируется мышечный корсет, появляются различные навыки, особенно активно развивается и усложняется структура нервной системы, поскольку все навыки, которые появляются впервые, требуют создания новых нейронных связей – так происходит обучение чему бы то ни было, как у детей, так и у взрослых. Но если в более позднем возрасте изменения не так заметны, поскольку они растянуты во времени, то психомоторное развитие ребенка по месяцам с рождения до года происходит скачкообразно и стремительно. В этой статье указано, что должен уметь ребенок в каждый месяц до года, однако всегда нужно учитывать, что границы весьма условные, у одних детей какие-то навыки появляются раньше, какие-то позже, но общее направление психомоторного развития ребенка по месяцам до года можно проследить, опираясь на информацию, приведенную ниже.

Развитие ребенка по месяцам с рождения до года: первый месяц жизни

Итак, новорожденный. Здоровый ребенок уже рождается с набором рефлексов. Это помогает ему выжить. Некоторые из них быстро угасают, некоторые присутствуют довольно длительное время. Но речь в данной статье совсем не об этом, а именно о том, как происходит развитие навыков ребенка по месяцам до года. Только родившись, ребенок уже активно приспосабливается к внешней, пока еще непривычной ему среде. Действия новорожденного в ответ на изменения окружающей среды врачи называют установочной реакцией. Поистине огромную роль в дальнейшем развитии играет то, какими были первые минуты и часы после рождения малыша. Важно понимать, что именно в это время он должен быть окружен вниманием и заботой самых близких ему людей, особенно матери. Он устанавливает контакт с окружающим миром, и, будучи окруженным теплотой и заботой, новорожденный чувствует себя в безопасности, что в дальнейшем скажется в его дальнейшей жизни – в способностях к обучению, овладению языком, а также во взаимоотношениях с людьми – не в младенчестве, а довольно в зрелом возрасте. В настоящее время, осознавая важность этой связи новорожденного и его матери для дальнейшего благополучного развития ребенка, врачи стараются сразу после того, как младенец появляется на свет, передавать его матери. Первый час новорожденный находится со своей мамой, постепенно привыкая к смене обстановки и осознавая тот факт, что возможна еще совершенно иная жизнь, вне материнского чрева. То, чему учится ребенок до года, начинается уже здесь.

Стремительное развитие начинается с момента рождения

Впервые появившись на свет он начинает самостоятельно дышать, самостоятельно добывать себе пищу из материнской груди. В течение суток после рождения наблюдается первый акт дефекации. В первое время, в связи с изменением рациона, малыш может испытывать дискомфортные ощущения в животе, у некоторых приспособление к новой пище занимает несколько дней, у других – несколько недель. Малыш активно растет и набирает вес. Постепенно происходит развитие психомоторных навыков ребенка, который, оказавшись вне материнского тела, активно взаимодействует с новым, пока еще неизвестным и недоступным его пониманию, многомерным пространством. Лежа на животе, он способен вертеть головой для того, чтобы избежать удушья. Уже в конце первого месяца жизни он самостоятельно приподнимает голову. Кроме этого, в течение первого месяца жизни, у ребенка активно развивается зрение и слух. Будучи при рождении способным различать только общие очертания предметов не дальше пары десятков сантиметров от себя, через месяц он уже с интересом рассматривает окружающую обстановку.

Новорожденный способен оценивать геометрические фигуры, находящиеся напротив его глаз, из всех, предложенных ему, он инстинктивно выбирает ту, которая по очертаниям напоминает человеческое лицо. Развитие слуха происходит скачкообразно, через несколько недель после рождения, ребенок начинает различать звуки и реагирует на них. Новорожденный в большей степени реагирует на звуки высокого тона и, прежде всего, на голос матери. Даже не понимая того, что ему говорят, ребенок безошибочно считывает интонацию речи и ее эмоциональный окрас. Двигательная активность малыша напрямую зависит от поведения человека, вступающего с ним в контакт. Большую часть суток здоровый малыш проводит во сне, просыпаясь для кормлений и купаний, к концу первого месяца и далее время сна постепенно сокращается, уступая место активному бодрствованию.

Развитие навыков ребенка по месяцам до года: второй месяц жизни

К двухмесячному возрасту ребенок, лежа на спине, способен сопровождать взглядом объект, расположенный над ним. Кроме того, дети в этом возрасте уже способны различать лица и объекты. Более того, малыш уже может отличить знакомые лица от незнакомых. Чужих людей малыш далеко не всегда подпускает к себе и может расплакаться в присутствии посторонних, обращенных к нему – так он защищает себя. В возрасте 3 – 5 недель появляется детская улыбка. Улучшается координация между глазами и руками. Укрепляются мышцы шеи, вследствие чего ребенку с каждым месяцем становится все проще удерживать голову. Активно совершенствуется речевой аппарат, и в 2 месяца малыш учится напевать и растягивать некоторые гласные звуки. В два месяца у ребенка закрывается малый родничок (большой закрывается ближе к году). В этом возрасте физиологической для ребенка является поза, когда ноги согнуты в коленях, а рука согнуты в локтях и прижаты к телу – если эта поза сохраняется до 2,5 месяцев, необходимо показать ребенка врачу-невропатологу, так как в более позднем возрасте преимущественное нахождение именно в такой позе может указывать на наличие неврологических нарушений. У ребенка развивается дыхательная система, постепенно увеличивается объем легких. Если раньше, при прикосновении к стопам, малыш рефлекторно начинал ползти, то к двум месяцам этот рефлекс полностью исчезает. До двух месяцев у детей сохраняется хватательный рефлекс, который заменяется на активные захватывающие движения по мере улучшения координации между руками и глазами.

Чему учится ребенок до года: третий месяц жизни

К третьему месяцу жизни у ребенка появляются новые навыки. Активно идет укрепление и развитие опорно-двигательного аппарата. Многим малышам в этот период назначают укрепляющие массажи, способствующие развитию их мускулатуры и снятию мышечного тонуса. Помимо того, что в возрасте трех месяцев маленький человек уже самостоятельно держит голову, он также учится переворачиваться со спины на живот. Некоторые детки начинают делать это раньше, другие позже – все очень индивидуально. Важно ежедневно уделять время гимнастике, ритмичные движения улучшают координацию малыша. Психомоторное развитие ребенка по месяцам, начиная с самого рождения, протекает неравномерно. Несколько недель Вы можете не наблюдать каких-либо изменений, а затем внезапно у малыша появляются новые навыки. В те периоды, когда изменения не видны явно, малыш может быть капризным, так как в это время происходит формирование новых реакций и двигательных стереотипов. Беспокойство ребенка связано с тем, что он не понимает, что именно с ним происходит, и он реагирует на это плачем. Кроме того, совершенствуется слуховой аппарат: в трехмесячном возрасте ребенок может улавливать направление звука и поворачивает голову в ту сторону, откуда он исходит.

Психомоторное развитие ребенка по месяцам: четвертый месяц жизни

Четырехмесячный ребенок способен садиться – но исключительно с опорой и поддержкой. Для того, чтобы помочь малышу, необходимо продолжать выполнение с ним упражнений. Позволяя малышу хвататься за вашу руку поочередно правой и левой рукой, помогайте ему подниматься из положения лежа в положение сидя. Такие скручивания укрепляют мышцы пресса, помогают ребенку понять биомеханику движений и способствуют улучшению его координации. Однако сесть полностью самостоятельно и без опоры малыш сможет ближе к семи месяцам. Говоря о психомоторном развитии ребенка по месяцам, можно отметить, что в четыре месяца большинство детей умеют смеяться, хорошо держат голову в положении сидя. В этот период малыш с интересом изучает свое тело, рассматривает собственные руки. Хватательные движения носят довольно условный характер, они скорее рефлекторны, малыш может хвататься за палец, удерживать погремушку или другие предметы, однако еще не способен совершать с ними сложные манипуляции.

Развитие навыков ребенка по месяцам до года: пятый месяц жизни

Пятимесячный ребенок уже уверенно держит погремушку, может передавать ее из одной руки в другую, самостоятельно поддерживает бутылочку, когда пьет из нее. Большинство педиатров советуют постепенно вводить прикорм, начиная с четырех месяцев. Соответственно, на пятом месяце жизни у ребенка изменяется стул, что связано с изменением состава питания. Лежа на животе, малыш приподнимается на руках и с интересом изучает окружающую обстановку. Ребенок в этом возрасте способен стоять на ногах при поддержке взрослых, однако слишком часто этого делать не стоит, так как позвоночник еще недостаточно окреп. Полезно тренировать мышцы рук, спины, пресса и верхнего плечевого пояса, предлагая малышу ходить на ругах, держа его при этом за ноги. В этом возрасте начинается активное изучение окружающего мира, ребенок с интересом пробует предметы на вкус, получает новые тактильные ощущения от взаимодействия с различными поверхностями. У многих детей в этот период появляются первые зубы, однако здесь все очень индивидуально. Нормой считается появление зубов как в четыре месяца, так и ближе к году.

  Чему учится ребенок до года: шестой месяц жизни

В шесть месяцев многие малыши уже сидят самостоятельно без поддержки и пытаются ползать. Некоторые дети начинают активно перемещаться на четвереньках уже в возрасте шести месяцев, другие ближе к семи, здесь все индивидуально и не стоит беспокоиться: если Ваш ребенок еще самостоятельно не сел и не пополз, значит для этого еще не пришло время. Для правильного формирования опорно-двигательного аппарата важно, чтобы малыш, прежде чем пойти, научился ползать. Сложная координация движений между руками и ногами способствует психомоторному развитию по месяцам: каждый месяц новый полученный навык, в процессе отработки и закрепления развивает работу мозга и психики маленького человека. Для того, чтобы добраться до какого-либо предмета, ребенок уже способен изменять ориентацию всего тела в пространстве. Помимо этого, возрастает активность кистей и малыш может использовать большой палец и ладонь одновременно, что помогает ему захватывать большие предметы и совершать манипуляции с ними. Многие дети могут хватать и удерживать пальцами нитку. Упражнения для развития мелкой моторики способствуют также и развитию речевого аппарата. В этом возрасте ребенок учится произносить отдельные слоги. В шестимесячном возрасте уже устанавливается режим сна, кроме полноценного ночного сна, чаще всего малыш засыпает дважды в течение дня. Фаза активного бодрствования растет с каждым месяцем, начиная с рождения.  Многие дети в этом возрасте пытаются самостоятельно кушать, так как, с начала введения прикорма, обыкновенная еда постепенно заменяет им молоко. С шести до двенадцати месяцев появляются признаки имитирующего поведения, когда ребенок активно подражает действиям взрослых и старается повторить их движения и жесты.

Развитие навыков ребенка по месяцам с рождения до года: седьмой месяц жизни

Ребенок в возрасте семи месяцев уже свободно садится, ползает, с помощью опоры встает на колени. Кроме этого, при поддержке он хорошо переступает ногами. До того момента, пока малыш самостоятельно не сядет, рекомендуют перевозить его в коляске – люльке, то есть в горизонтальном положении. Так, после полугода большинство родителей уже заменяют люльку прогулочным блоком, либо приобретают прогулочную коляску. Многие дети в этом возрасте способны складывать кубики, собирать мелкие предметы в кучку. Вместе с расширением кругозора, может усиливаться привязанность к маме.

  Психомоторное развитие ребенка по месяцам: восьмой месяц жизни

Психомоторное развитие ребенка по месяцам происходит очень быстро и скачкообразно, начиная с самого рождения. Второе полугодие жизни все навыки и умения оттачиваются и улучшаются, а также появляются новые. Восьмимесячный ребенок уже радует родителей разнообразной и ярко выраженной мимикой, открыто выражает свои эмоции, умеет не только смеяться, но и хлопать в ладоши. Пытается ходить при поддержке за руки. Кроме этого, он самостоятельно может стоять в течение пока еще непродолжительного времени. Если до восьми месяцев многие дети довольно легко укладываются спать, то теперь у некоторых родителей могут возникнуть сложности с укладыванием на ночной сон. Ребенок активно взаимодействует с предметами. Он осознает, что невозможность увидеть какой-либо предмет не означает его отсутствия. Сдергивает ткань, накинутую на интересующие его игрушки.

Чему учится ребенок до года: девятый месяц жизни

Ребенок по-прежнему ходит, держась за руку, способен самостоятельно садиться из вертикального положения, понимает человеческую речь и с удовольствием выполняет простые просьбы – приносит мяч или другие предметы, перебирает игрушки, может отыскать спрятанный предмет, получает удовольствие от игры в прятки. Активно пытается стоять без опоры и делать первые самостоятельные шаги.

Развитие навыков ребенка по месяцам до года: десятый месяц жизни

Многие дети начинают ходить самостоятельно ближе к 10 месяцам, однако некоторые делают свои первые шаги и в 15 месяцев, все, опять же, индивидуально. Некоторые дети начинают ходить позже из-за того, что их мышцы недостаточно окрепли, однако большинство – из-за того, что им так удобнее, они не считают нужным ходить самостоятельно, когда рядом мама, которая все время держит за руку и не дает упасть. Проще говоря, некоторые дети ленятся ходить.

  Чему учится ребенок до года: одиннадцатый месяц жизни

В этот период многие дети уже ходят самостоятельно, ребенок самостоятельно встает, садится, нагибается. Способен выполнять простые просьбы. Уже гораздо меньше зависит от своей матери. Знает названия некоторых предметов. Кроме этого, малыш уже способен понимать запреты. Все больше возрастает интерес к окружающему миру, ребенка интересует каждая мелочь, однако он еще не способен долгое время удерживать свое внимание на каком-либо занятии. Ближе к году необходимость второго сна отпадает и он заменяется одним – дневным сном. Очень важно приучить ребенка к режиму, это полезно не только родителям, но, в первую очередь, самим детям.

Развитие ребенка по месяцам с рождения до года: двенадцатый месяц жизни

Вот и приближается заветная дата – день рождения маленького человечка. За первый год жизни он проделал огромный путь, приобрел множество навыков и умений. В этом возрасте большинство детей уже самостоятельно ходят, едят, могут жестами или при помощи слов объяснить, чего они хотят. К году словарный запас ребенка составляет около десяти слов. Он может играть в простые игры, брать в руки предметы и передавать их, когда его об этом просят.

На втором году жизни таких резких и быстрых изменений уже не происходит, новые навыки нарабатываются постепенно и во многом все зависит от индивидуальных особенностей и наклонностей малыша, от его темперамента, а также от его окружения.